Юридическая помощь населению: бесплатная или квалифицированная? // Аукцион Урал. №4. 2010

Юридическая помощь населению: бесплатная или квалифицированная?

В декабре 2009 года президентом РФ Дмитрием Медведевым был озвучен ряд законодательных инициатив, направленных на создание в стране системы бесплатной юридической помощи. К участию в реализации этой системы, планируется привлечь, в первую очередь – региональные структуры Ассоциации Юристов России, нотариальные и адвокатские палаты, в юридических вузах будут созданы бесплатные приемные, которые так же займутся консультацией граждан.

В настоящее время в адвокатском сообществе  изучается и обсуждается проект Федерального Закона «О государственной системе бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», а также рассматривается вопрос о его соответствии международным правовым актам, Конституции РФ, действующему в РФ законодательству, Федеральному Закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

Что же может дать бесплатная юридическая помощь гражданам, и работающим в этой сфере профессионалам? Мы попробуем разобраться вместе с адвокатом Константином Добиковым.

Проект нуждается в серьезной доработке

Многие приходят к выводу о том, что предложение о принятии  ФЗ «О государственной системе бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» является необоснованным.

Проект обладает целым рядом серьезных недостатков, не позволяющих рассматривать его в качестве научно-обоснованного правового акта.

Целью данного закона, по сути, является обеспечение гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на бесплатную юридическую помощь, улучшение доступа к правосудию, защита прав и законных интересов граждан, путем создания государственных юридических бюро.

По логике авторов законопроекта адресатом такой помощи должны стать  малоимущие граждане. Однако в настоящее время в РФ уже сложилась система оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам. Традиционно эту помощь оказывали адвокаты. Адвокатские образования имеют подготовленные кадры, достаточную практику  и материальную базу, и сеть этих учреждений широко разветвлена по всей стране. Адвокаты регулярно оказывают бесплатно профессиональную правовую помощь малоимущим гражданам, и не только в судопроизводстве, охватывая весь спектр возникающих правовых проблем. Адвокатские  образования  имеются на всей территории РФ.

В действующем законодательстве за адвокатом закреплена обязанность, оказывать юридическую помощь бесплатно: часть 3 статьи 51 УПК РФ, статья 50 ГПК РФ, пункт 2 части 1 статьи 7, а также часть 1 3 статьи 26 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

 В России более 60 тысяч адвокатов. В адвокатуре  сложились традиции оказания правовой помощи бесплатно, имеется многолетний положительный опыт в этой сфере, есть гарантии качества такой помощи,  четко определены профессиональные требования и критерии.

Теоретически существование государственной юридической помощи возможно и даже оправдано. В конце концов, защита прав и свобод гражданина в соответствии со статьей 2 Конституции РФ является обязанностью государства. Но может ли она быть полноценной в условиях нашего общества? Полноценной можно назвать государственную защиту только в том случае, когда она независима, а она возможна только в настоящем правовом государстве, когда государственные юристы будут выполнять долг защитника, а не волю государства.

Сможет ли быть независимым юрист, являющийся одновременно госслужащим?

Как поведет себя государственный юрист, когда ситуация потребует от него занять в интересах доверителя принципиальную позицию, решится ли он идти против незаконных действий чиновников или органов власти?

Многие правонарушения проистекают из-за того, что чиновники сами нарушают права граждан. Таким образом, получается, что обращаться за помощью придется опять же к чиновникам.

На мой взгляд, предлагаемый Проект закона не повысит уровень социальной и правовой защищенности малоимущих граждан, не улучшит состояние доступности к правосудию, и не создаст условий улучшающих положение малоимущих по защите их прав и законных интересов. Скорее всего, это приведет к повсеместному созданию новой государственной бюрократической структуры, государственные расходы на  содержание которой будут значительными и неоправданными.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на один немаловажное обстоятельство, которое до сих пор не учитывается явным образом с точки зрения государства как института, регулирующего систему правоотношений. В частности, государству следовало бы нормативно урегулировать вопросы оплаты труда адвоката во всех перечисленных случаях, а не только в части участия адвоката в уголовном судопроизводстве. В целом это оказало бы положительный эффект на всю систему оказания квалифицированной юридической помощи – как на платной основе, так и безвозмездно.

Кроме того, в Проекте не раскрыто понятие независимости лица, оказывающего профессиональную юридическую помощь, в то время как независимость является необходимым и ключевым элементом в процессе защиты и оказания профессиональной юридической помощи.

Круг вопросов, по которым предлагается осуществлять бесплатное правовое консультирование, очень широк, и затрагивает многие отрасли права. Многие вопросы из предложенных сфер законодательства, с которыми будут обращаться граждане в государственные юридические бюро, могут потребовать от юриста не только профессионализма, но и специализации. Поэтому вызывает недоумение отсутствие в законопроекте четких требований, которым должны соответствовать сотрудники (служащие) государственных юридических бюро, оказывающие непосредственно  юридическую помощь населению. Да и в целом, собственно, пока еще не ясно, какие именно конкретные требования должны предъявляться к соискателю. Лично мне представляется, что это очень важная тема, поскольку уровень компетенции такого юриста в той или иной области законодательства напрямую влияет на  качество его работы и на конечный результат по делу.

Кому нужен некомпетентный юрист, работающий в государственном бюро, не сдавший сложный квалификационный экзамен, не прошедший стажировки, не охваченный системой систематического повышения квалификации, не руководствующийся соответствующими профессиональными стандартами поведения, не обремененный контролем в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей?

Следствием упомянутой некомпетентности всегда являются неблагоприятные последствия для прав граждан, и соответственно, в конечном счете –  интересов государства.

Предложенный проект, ввиду своего несовершенства  и недостатков, потребностям в построении правового государства и борьбы с правовым нигилизмом не отвечает.

Преодоление такой неудовлетворительной ситуации возможно путем приведения законодательного регулирования в соответствие с Конституцией России и международными стандартами. Не будем забывать, что часть 1 статьи 48 Конституции России предусматривает право каждого лица именно на квалифицированную юридическую помощь.

Адвокат ДОБИКОВ Константин Семёнович

Заместитель председателя Коллегии адвокатов города Челябинска.